aptechka.rhema.ru - мифы и правда о лекарствах aptechka.rhema.ru - мифы и правда о лекарствах
- мифы и правда о лекарствах

главная | статьи | лекарственные препараты | фитотерапия | здоровье и спорт | ссылки | контакты

   




Из истории фитотерапии

Многие столетия растения являлись основными лекарственными средствами. Первобытные народы, осваивая местную флору, находили для себя многие полезные растения (пищевые, бытовые и др.) и в том числе обладающие целебными или ядовитыми свойствами. Так появились лекарства. Для утоления боли, чувства голода, повышения выносливости население Восточной Азии применяло чай, Африки — кофе и орехи кола, Центральной Америки — какао, Южной Америки — листья мате, индейцы Амазонки — гуарану. Во всех этих растениях впоследствии было найдено одно общее лекарственное вещество — алкалоид кофеин. Для борьбы с глистами жители Африки применяли цветы куссо, Азии — камалу, жители Севера — корневища папоротника. И в этих растениях действующими веществами оказались природные соединения одного класса. Вот отсюда, от народной наблюдательности, проверенной годами, народной мудрости, закрепляемой из поколения в поколение, начинаются истоки фармакогнозии. В ее развитии, как это имело место и в других областях человеческих знаний, эмпирические наблюдения намного опережали научные исследования.

Уже первые народы Ближнего Востока, жившие задолго до нашей эры, - шуммерийцы, ассирийцы, вавилоняне, накопили значительные знания о лекарственных растениях, о чем свидетельствуют дошедшие до нас клиновидные тексты.

Еще шесть тысяч лет назад шумеры, жившие на территории современного Ирака, использовали лекарственные растения в свежем виде, готовили из них порошки и настои, применяя в качестве растворителя воду, вино, пиво. Во втором тысячелетии до н. э. жители Вавилонского царства, а затем ассирийцы широко пользовались лекарственными растениями (солодкой, дурманом, беленой, льном). У вавилонян и ассирийцев сведения о лекарственных травах и их свойствах заимствовали египтяне, которые еще за четыре тысячи лет до н. э. составили некоторое подобие фармакопеи.

Еще более высокого развития достигло траволечение в Древней Греции, где этим занимались не жрецы, как в Египте, а ученые. У греков сложилась самобытная медицина, но они также охотно использовали лекарственные средства египтян и народов Ближнего Востока.

Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) составил медицинское сочинение "Corpus Hyppocraticum". Он считал, что лекарственное растение своим действием обязано определенному сочетанию всех его составных частей, а поэтому его следует употреблять в том виде, в каком его создала природа. Гиппократ утверждал, что в соках лекарственных растений удивительно подобраны биологически активные начала, чудодейственно влияющие на организм человека. В сочинениях Гиппократа описано 236 видов растений. Именно ему принадлежит емкое определение медицины: "Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы". Древнегреческий философ, ученый-энциклопедист Аристотель (384—322 до н. э.) обобщил достижения античных наук, создал учении о биологической целесообразности, заложив основу для последующее развитие биологии и медицины.

Очень много уделял внимания растениям, в первую очередь лекарственным, древнегреческий естествоиспытатель, философ и ботаник Феофраст (372—287 гг. до н. э.) — автор знаменитого трактата "Исследование о растениях", переведенного на русский язык. "Отцом фармакогнозии" считается (для европейской медицины) греческий ученый Диоскорид (I век н. э.), он написал книгу "Materia medica", с описанием, рисунками и лечебным действием около 600 растений.

Древние греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие некоторых растений с различного рода магическими представлениями. Согласно их верованиям, существовал бог Асклепий, ведавший лекарствами и травами. Столь же талантливы были его сыновья Подалейрий и Махаон и дочери Гигиея (здоровье), Иасо (лечение) и Панакия или Панацея (исцеление).

По преданию, однажды, когда Асклепий собирался навестить больного, на его посох заползла змея. Асклепий убил ее, но приползла другая змея и какой-то травой оживила убитую. Наблюдательная дочь бога врачей Панацея приметила эту траву и с помощью чудесного растения стала излечивать даже те болезни, которые не мог исцелить отец. Имя Панацеи стало нарицательным, и начиная со средних веков панацеями стали именовать те лекарства, которые якобы исцеляют все болезни. Благодаря этому преданию врачебная наука обрела свою эмблему — змею, кусающую собственный хвост.

В древнем Риме свое учение о лекарственных травах создал Гален (131—201 гг. н. э.) — теоретик и практик, живший в начале нашей эры. Его перу принадлежит около 400 сочинений по разным вопросам естествознания и философии.

Многочисленные лекарственные растения были известны и древним народам Юго-Восточной Азии. Наиболее древней является китайская медицина. Имеются сведения о том, что еще за 3000 лет до н. э. в Китае использовались 230 лекарственных и ядовитых растений, 65 лекарственных веществ животного происхождения и 48 лечебных минералов. С изобретением письменности накопившиеся сведения были записаны в "Бень-цао" - "Книге о травах", ок. 2660 г. до н. э. Во всех дальнейших китайских сочинениях этот травник используется как основа и первоисточник. Китайская медицина самобытна как в своих философских теориях, так и в ассортименте лекарств, взятых из богатейшей флоры Китая. На протяжении многих веков эта книга переиздавалась и дополнялась. Импортных лекарственных растений почти не было. Наиболее обширный травник был составлен Ли Ши-чженом и издан в XVI веке. Этот травник и поныне считается в Китае непревзойденным. В нем описано 1892 объекта, в том числе лекарственных растений до 900 видов. Остальные объекты являются или разными органами и продуктами переработки тех же видов растений, или это вещества минерального и животного происхождения.

Индийская медицина так же самобытна, как и китайская. Она имеет свою оригинальную философию медицинских теорий и ассортимент лекарств, базирующийся на своей флоре. Древнейшей санскритской книгой Индии, составленной до нашей эры, считается "Аюрведа" ("Наука о жизни"). Книга эта в дальнейшем несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Знаменитые индийские врачи Чураки (I в. до н. э.), Сашрута и Вагбата (VII—VIII вв. н. э.) дополнили "Аюрведау". Наиболее известной является переработка индийского врача Сушруты (VI век до н. э.), описавшего свыше 700 лекарственных растений.

Тибетская медицина возникла на базе индийской, которая была занесена в Тибет вместе с буддизмом (V—VI века н.э.). Многие санскритские книги переведены на тибетский язык и ими пользуются до сих пор. В тибетскую фармакопею были введены некоторые местные растения. Тибетская медицина распространилась по всей Северо-Восточной Азии. Наиболее известна книга "Джуд-ши" ("Сущность целебного"), составленная на основе "Аюрведы". В ней описаны 8 родов лекарственных веществ, испокон веков применявшихся врачевателями. Это различные минералы (мел, сера, сажа, глина, селитра), металлы (золото, серебро, железо), вещества животного происхождения (мясо, кровь, жир, рога, желчь, мускус). Но большую часть лекарственных веществ получали все же из растений: деревьев, кустарников, трав. Из них добывали соки и готовили отвары.

В истории медицины и фармации большой след оставили арабские ученые-медики и фармацевты. Арабы оберегали и развивали наследие покоренных древних культурных народов, в том числе и медицину. Медицинские школы в Джундишапуре, Александрии и других городах процветали. В этих школах переводили греческие и римские медицинские книги на арабский язык. Известна целая плеяда знаменитых арабских врачей, оставивших в наследие многие оригинальные сочинения, содержащие, помимо известных до них сведений, данные собственных опытов и наблюдений. Среди них известен Абу Манзур-Мувафик, написавший в 977 г. книгу по фармакогнозии, где перечислено 466 растений и 44 средства животного происхождения. Однако наибольшую известность получило имя Абу Али-Ибн Сины, или Авиценна из Бухары, жившего в 980—1037 гг. Современником Ибн Сины является узбекский ученый-энциклопедист Абу Райхан Беруни (973—1048) из Хорезма, переехавший жить в Индию.

В Европе в средние века уровень медицинских знаний был невысок. Арабская медицина, начиная с XII века, через Испанию и Сицилию стала проникать в Европу. Больницы и аптеки устраивали по арабскому образцу. Переводили арабские медицинские книги на латинский язык, в том числе и арабские переводы Сочинений древних греков и римлян. Много завозили лекарственного сырья восточно-арабского ассортимента. Арабская медицина широко использовала сложные рецепты, в состав которых входило много лекарственных трав. Эти рецепты стали популярными в Западной Европе. Именно усложнение рецептуры, приготовление лекарств из нескольких десятков трав потребовало специальных навыков и привело к появлению профессии аптекаря.

В период позднего средневековья на развитие учения о лекарственных растениях наложила свой отпечаток ятрохимия (предшественница современной фармацевтической химии). Основоположник ее Теофраст фон Гогенгейм больше известен под именем Парацельса (1493—1541). От этой эпохи осталось учение о сигнатурах сущность которого заключалась в назначении растения для лечебных целей по особенностям их внешних признаков (от лат. signa naturae — знаки природы). На основании этих представлений зверобой, например, применялся при лечении колотых ран (многочисленные красно-бурые точки — секреторные вместилища на лепестках, отчего они кажутся продырявленными), от желтухи применялись растения с ярко-желтыми цветками (например, бессмертник), колючее растение чертополох использовалось от колик в желудке и для отпугивания "нечистой силы" и т. п. Сходство корней женьшеня и мандрагоры с фигурой человека дало основание рассматривать их как панацею от всех болезней. Несмотря на ложные предпосылки и мистические представления, сигнатуристы способствовали накоплению морфолого-систематических сведений, что в будущем сыграло немалую роль для развития систематики растений и диагностических разделов в фармакогнозии. Представления Парацельса о действующих "началах", содержащихся в растениях, способствовали в будущем (XVII—XVIII века) развертыванию исследований по изучению химического состава лекарственных растений. Этим была открыта новая страница в фитотерапии — страница фитохимии.

Гиппократ

Аристотель

Гален

Диоскорид

Абу Али Ибн Сина, или Авиценна

Беруни

Развитие отечественной фитотерапии



© Все права сохранены. www.Aptechka.rhema.ru.